Новые способы зарядки свинцовых аккумуляторов

Автоматическое адаптивное зарядное устройство "Версия2-Про"

( Производство Версия2-Про прекращено!

Вместо этой модели - смотрите модель Версия3:

http://adopt-zu-soroka.narod2.ru/catalog/versiya3/)

Фото:

    
Автоматическое Интеллектуальное Зарядное устройство

© Alex_Soroka

============= Инструкция ==============


Зарядное устройство "Версия 2"
Для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

Инструкция    по    эксплуатации    и   руководство   пользователя   к
профессиональным  зарядным  устройствам для пусковых батарей и батарей глубокого цикла.

ОПИСАНИЕ
Поздравляем  Вас  с приобретением нового профессионального адаптивного зарядного    устройства.    Это   устройство   принадлежит   к   серии профессиональных  зарядных  устройств  "Версия2"  и  представляет  собой новейшие технологии в области зарядных устройств.

В  работе  нашего ЗУ применены самые современные, а также основательно забытые  "старые знания" о процессах заряда свинцовых АКБ, сульфатации и  борьбе  с ней, а также прогрессивные, адаптирующиеся к особенностям каждой АКБ, алгоритмы зарядки, поддержания заряда и восстановления АКБ после неправильной эксплуатации.

По    своим   параметрам   (адаптивная   зарядка,   быстрая   зарядка, восстановление АКБ) наше ЗУ не имеет аналогов в мире.

Возможности ЗУ:

  1. «капельная зарядка»(при сильно разряженных ниже 12В АКБ)
  2. «ускоренная автоматическая адаптивная зарядка» (режим "AUTO")
  3. "классическая" зарядка до 80% емкости,
  4. «адаптивная добивка емкости», до 100%-110% номинала,
  5. автоматическая и полуавтоматическая десульфатация.
  6. автоматическое проведение зарядно-разрядных циклов.


Процесс  зарядки  в  "нормальном"(классическом) режиме выглядит примерно так: первые 4-6 часов идут основные циклы зарядки АКБ, а потом с разной частотой и периодичностью  идет  «адаптивная  добивка»  емкости АКБ, еще примерно 2-4часа.  При  постановке "на ночь" в зарядку, как правило, к утру АКБ полностью  заряжается  до  своей номинальной емкости. Есть возможность проводить принудительные циклы десульфатации для ослабленных АКБ.

В "адаптивном"(AUTO) режиме ЗУ может заряжать АКБ до 100% емкости от 50 минут до 2 часов.(сильно зависит от возможностей самой АКБ, и токов заряда).

ЗУ  всегда проводит   штатный   алгоритм  борьбы  за  уменьшение  количества кристаллов сульфатов в АКБ. ЗУ имеет светодиод индикации режимов, а на ЖКИ  отображает  в  реальном  времени  показания режима который сейчас идет, напряжения и силы используемого тока.

В нашем ЗУ введен режим автоматического теста АКБ в режиме "AUTO".
В  этом  режиме ЗУ проверяет динамику внутренних хим.процессов в АКБ в первые  20-30сек при подключении АКБ. По результатам теста назначается "программа зарядки".

Ток  получаемый  при  тесте  может говорить о внутреннем качестве АКБ: если  ток  меньше или равен 0.1С (по отношению к емкости написанной  на корпусе АКБ)  то  это  говорит  о  "слабости"  АКБ,  т.е.  либо  сильная сульфатация  и(или)  пассивация  отрицательных  пластин  АКБ,  либо от реальной емкости осталась едва половина, из-за разрушения пластин...

Если  ток получается больше чем 0.1С(по отношению к емкости написанной на  боку  АКБ)  или  больше  в  разы (0.2С, 0.5С, 1С) то это говорит о хорошем качестве АКБ и хорошей способности принимать заряд.

При Адаптивном(AUTO) режиме заряда производится более жесткий контроль общего  напряжения и динамики его изменения, так, примерно 90% времени заряда   проходит   в  диапазоне  до  13.8В,  что  позволяет  получать температуру АКБ в процессе быстрого заряда не выше 26-28С

Выбор  тока  зарядки и режимов работы.
На  Зарядном  Устройстве имеется две кнопки выбора режимов на передней панели, с помощью которых, вы можете выбрать режим зарядки: ток,1-10А, для  12В("классика"), или "Адаптивный автоматический режим " "AUTO" (в этом режиме ток выбирается автоматически). Эти режимы выбираются при включенном в сеть 220В ЗУ, и отключенном от него АКБ. Правая кнопка на передней панели - включает или выключает режим "разрядки". В верхней строке справа, индикации ЖКИ ЗУ при нажатии на нее меняется надпись: "R=ON" либо "R=OFF" ("ON" - значит включен режим автоматического разряда, после достижения 14.4В на АКБ, а в новых вариантах ЗУ еще дополнительно есть режимы R=10 и R=12, это означает что разряд будет идти до 10.8В или 12В соответственно).

ВНИМАНИЕ: Ток разряда в этой ЗУ программно не регулируется! Внутри ЗУ есть только мощная цепь управления, рассчитанная на токи не более 5А, которая включает или выключает "внешнюю нагрузку", которую изготавливает сам Покупатель. "Нагрузка" включается между "+" выхода ЗУ и "разрядным терминалом"(белый провод, либо спец.отмаркированный провод, выходящий из ЗУ). В качестве "нагрузки разряда" очень удобно применять лампы накаливания на 12В(автомобильные, галогеновые). При этом в качестве расчета можно использовать мощность указанную на самой лампе. Тогда расчет тока будет таким: например, у нас лампа 35Вт 12В - это значит что эта лампа обеспечит нам ток 35/12=2,92Ампера. Соединив несколько ламп разной мощности параллельно, мы можем набрать необходимый нам ток разряда.

В случае выбора "заряд с последующим разрядом" (параметр R=ON)  ЗУ таким образом, при завершении зарядки (т.е. на АКБ достигнуто напряжение 14.4В при "классике" и 14.22В при "AUTO") автоматически переходит в режим разряда, включая нагрузку на АКБ и следит за напряжением на АКБ. При уменьшении напряжения АКБ в процессе разряда до 10.8В - ЗУ автоматически переходит к заряду АКБ. в том-же режиме что был установлен изначально (т.е. ток или AUTO). (Примечание: Напряжение конечного разряда в этой модели ЗУ не регулируется а выбирается(в модификациях от 2011 года). Полная регулировка тока и напряжения отсечки при разряде реализовано только в модели "Профи")

ВНИМАНИЕ!!!  режим AUTO не следует применять для первоначального "лечения" аккумуляторов! Применяя AUTO "с разрядкой"  вы получите не лечение а "проведение жизненного теста" аккумулятора - т.е. заряжаем то что осталось от емкости а потом разряжаем. "Лечебного" толку от такой комбинации режимов не будет.
Только "заряд с добивкой"(т.е. режимы в которых вы выставляете ток вручную), вернее сама "добивка" лечит(восстанавливает емкость) аккумулятора.

ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

Убедитесь что выходные клеммы ЗУ не замкнуты накоротко, затем вставьте вилку  ЗУ в розетку 220В. ЗУ проведет самотестирование и на ЖКИ экране вы  увидите  в  верхней  строке  слева «NC»("нет соединения с АКБ"),  а  в  нижней  – выбранное напряжение(слева)  и  ток(справа):

-----------------
NC  R=OFF
12V        1.0
-----------------
(пример отображения на экране ЖКИ)

*** Начальный тест проводимый ЗУ:
- проверка напряжения на входе ключевого транзистора.
- проверка напряжения на выходе силового транзистора.
- Проверка тока в выходной цепи, ток должен быть "0".
- Проверка на Короткое Замыкание выходных проводов,
- Чтение и установка соотв. "Режима регулировки тока".
      
В  ЗУ  в нижней строке справа расположено значение тока зарядки. Нажимая левую кнопку на передней панели(при отключенной АКБ), выберите режим заряда и ток, пролистывая(каждое новое нажатие  вызывает  выбор  нового  значения)  предлагаемые вам значения тока. Примечание: в режиме AUTO ток не регулируется пользователем а выставляется автоматически на основании проведенного теста АКБ самим ЗУ.

Выбранный    вами    кнопкой    режим   работы   ЗУ   запоминается   в
энергонезависимой  памяти  устройства, и при последующем включении в сеть 220В будет установлен последний выставленный вами ток или режим AUTO.

Теперь ЗУ готово к работе.  Подключите АКБ, соблюдая полярность !

Для  зарядного устройства необходимо, чтобы у батареи был определенный уровень напряжения на клеммах. Это означает, что если батарея сильно разряжена (ниже 9В),  то  зарядное  устройство  не  может  определить уровень заряда в батарее и не будет проводит зарядные операции.  Для  начала  убедитесь  в  нормальном  соединении  батареи и зарядного устройства, а если соединение нормальное но на АКБ менее 9В - подзарядите АКБ от другого источника питания, если это возможно, и заодно выясните нет-ли в АКБ коротких замыканий и прочих проблем.

Технические параметры ЗУ "Версия2-Про":
Входное напряжение:  180-240В, 50Гц
Напряжение на выходе: 12-14.4В
Напряжение заряда максимальное:  14.4В / при токе 1-10A
Зарядный ток:  Макс. 10А (12А доступен только в режиме "AUTO")
Границы температурного режима эксплуатации:  От 10°C до +30°C,
Охлаждение:  Естественная конвекция. При намерении эксплуатировать ЗУ на токах в 7-10А - необходимо установить внешний вентилятор для обдува внутренних схем ЗУ.

Типы зарядных алгоритмов:  6 основных,  полностью автоматическое переключение между режимом зарядки и поддержания аккумулятора в заряженном состоянии, добивки и разряда.

Тип заряжаемых аккумуляторов:  12В свинцово-кислотные аккумуляторы (LeadAcid Wet, MF, AGM, GEL)
Емкость обслуживаемых ЗУ аккумуляторов: 10-150Aч
============================

 

===== Вопросы и ответы по работе ЗУ: =======

Вопрос: Допустимо ли нажимать кнопки во время заряда?

Ответ: при подключенном АКБ, ЗУ на кнопки не реагирует.

Вопрос: Как и куда подключать "разрядную нагрузку"?

Ответ:  "разрядная цепь" включается между (+) (красный провод из ЗУ),  и "белый провод" (или желтый провод) . Согласно схеме:

 

 

Вопрос: следует ли действовать строго последовательно:
установил ток - подсоединил батарею - посмотрел на заряд -
отсоединил батарею - поменял ток - подсоединил снова?

Ответ: именно так.

...Столкнулся с тем, что добивка продолжалась 8 часов подряд. Решил, что это не годится и отключил батарею. Подозреваю, что спровоцировал такой эффект заниженым током заряда. Поскольку в первый раз попытка зарядить авто-аккумулятор 65А/ч в режиме AUTO завершилась аварией, решил принудительно ограничить ток заряда в 5А. Заряд шел нормально, нагрев был вполне ощутим рукой над щелями ЗУ. Но отклонения зарядного тока были велики, ток достигал 7А.

ЖКИ  имеет  "инерцию"  показаний, а процессор ЗУ успевает среагировать раньше но ЖКИ не успевает все показывать, потому что приоритет операции "отображать" ниже чем у "реагировать на ток".
Так что не обращайте на это особого внимания.

Вопрос: Поскольку добивка производилась током вполовину от зарядного, то вполне допускаю, ток добивки 1.5А был слишком мал для батареи емкостью 65А/ч. Надеюсь, в таком случае вреда все равно нет?

Ответ: вреда точно не будет. Время заряда просто увеличится...

Вопрос: У вас на сайте строго   указано,   чтоб   минимальное  напряжение  на  батарее  не опускалось  ниже  10.8В  под  нагрузкой  или  12.0В  без  нагрузки. Подключив  нагрузку  из нихромовой спирали, я контролировал сначала первое  из  этих  напряжений.  При этом ток был около 0,02С (1А при емкости  65А/ч).  И  когда  напряжение опустилось до 11,3В отключил нагрузку,  чтоб  проверить  напряжение  без нее. По времени разряда было израсходовано около 30 А/ч. Без нагрузки, после минутной паузы на отдых напряжение было 11,7В - ниже допустимого. Вполне вероятно, что  при  разрядном  токе  в  5-6А  разница  уровней напряжения под нагрузкой  и  без  нее  была бы больше ?

Ответ: да  - будет больше разница. Связано это с тем что "скорость движения ионов" при малом   токе  разряда  такова,  что  электрохимия  успевает  "подавать патроны"(ионы)  вовремя  в  "топку"  реакций.  А  при  большом  токе - "патронов не хватает", и напряжение ранее падает до 10.8В, но зато и резко  поднимается при снятии нагрузки - потому что "недостающие патроны поднесли" .

Вопрос: значит,  разряд  заниженным током следует делать осторожно.  и вообще,  для  надежности  следует  периодически прекращать разряд и проверять  напряжение?

Ответ: не обязательно... главное точно отсекать(отключать) нагрузку  от АКБ при достижении 10.8В. И  помнить  -  что  при  малых  токах  (1-2А  для 65Ач, как пример) вы "высасываете" из АКБ емкость ПОЛНОСТЬЮ, и "восстановления напряжения" до 12В уже может не быть. Но это не проблема - ЗУ умеет "капельной зарядкой" аккуратно поднимать напряжение на АКБ до 12В а потом уже включать основной цикл заряда.

Вопрос: "... Читаю ветки этого форума и не только этого и пришел к выводу,что ваше ЗУ -достойный прибор. Поэтому и есть желание его приобрести.  Но есть вопрос... Вот с 2008 по сегодняшний день вы не мало изменили в программе своих ЗУ. Как вариант,есть  предположение,что и через год не изменится алгоритм. А как быть тем,кто приобрел прибор до этого и им хочется,чтобы в их аппаратах тоже присутствовали эти изменения? Надо вам открыть аппарат или там процессор вынимается и можно его потом вам отправить,на перешивку? ..."

Принципы, т.е. "Главная Идея" положенная в основу алгоритмов работы всех наших ЗУ за это время не изменилась. Это только подтверждает правильность Главной Идеи. При изготовлении новых наших изделий - ЗУ - мы вносим новые возможности, которые требуют изменения схемы и дополнительных элементов на плате. Поэтому "просто сменив прошивку" вы не решите проблему "обновления".

Так, например, для режима "заряд с разрядом" пришлось переработать плату, внести дополнительный силовой ключ, и внести изменения в программу, чтобы этот режим стал возможным. Понятно что "старые платы" ЗУ не будут работать под управлением "новой прошивки".

Это совершенно не означает что "новые" ЗУ из-за этого работают гораздо лучше "старых" :) и у "стариков" не должен развиваться комплекс неполноценности из-за якобы "отставания".  И "старые" и "новые" ЗУ выполняют свою главную функцию: правильный заряд АКБ и возможность "лечения" сильно сульфатированных АКБ.

Так что "погоня за новыми прошивками" бессмысленна.

Теги: зарядное устройство для свинцовых аккумуляторов,  уникальная методика восстановления свинцовых аккумуляторов, быстрая зарядка свинцовых аккумуляторов, зарядить аккумулятор, ток заряда аккумулятора, аккумулятор и его обслуживание

© adopt-zu-soroka

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz